Сложный путь грузинского вина на новые рынки

Грузинское вино (Фреска. Репродукция)Полной неожиданностью для грузинских виноделов пять лет тому назад стал запрет на ввоз винной продукции из Грузии до России. В то же время это эмбарго дало импульс для поиска альтернативных рынков сбыта.

Апрель 2006 года стал действительно переломным в истории грузинского виноделия. Москва ввела эмбарго на вина из Грузии, и местным виноделам понадобилось несколько лет, чтобы преодолеть шок. Они срочно учредили "Ассоциацию виноделов Грузии", пытались повернуть свою продукцию на российский рынок. Но все попытки оказались безуспешными, потому со временем грузинские виноделы таки направили свои усилия на активный поиск новых рынков сбыта.

Директор винной компании "Тбилвино" Георгий Маргвелашвили рассказывает, что после ввода эмбарго его фирма очутилась на грани банкротства. "Это был сильный удар по целой отрасли. Но его сила не была опустошительной, мы выжили и развиваемся". Впрочем, конечно, были и такие, что удара не выдержали. Маргвелавшили приводит данные, по которым из 150 компаний, которые к вводу эмбарго занимались экспортом вина, сегодня работают не больше 60. При этом 80 процентов всего экспорта грузинского вина приходится на 10 компаний.

Украина в настоящее время - наибольший рынок сбыта

В настоящее время Грузия продает за границу вдвое меньше вина, чем это было в 2005 году, когда его реализация приносила 81,3 миллионов долларов. В то же время расширилась география поставок. В 2011 году Грузия экспортировала свое вино в свыше 25 стран. Для сравнения: в 2005 году их было около 15. Наибольшим покупателем, часть которого составляла свыше трех четвертей всего объема проданного вина, была тогда Россия. Дальше шла Украина (11,5 процентов), а также Казахстан и США (по три процента).

На сегодня доля Украины в экспорте грузинских вин составляет почти половину. В целом 46 процентов винного экспорта из Грузии идет в украинском направлении. Часть Казахстана - 15, а Беларуси - 10 процентов. Среди покупателей грузинского вина есть также Канада, Швеция, Германия, Тайвань и Сингапур.

Амбициозные планы

Объем экспорта винной продукции растет не так быстро, как того хотела бы грузинская власть. В конце октября этого года президент Грузии Михаил Саакашвили даже освободил от должности председателя Департамента вина и лозы "Самтрест" Васила Манагадзе за то, что грузинское вино слишком медленно выходит на мировой рынок. Перед преемником Манагадзе, которого еще пока не назначили, появилось нелегкое задание - обеспечить рост экспорта на 23 процента. Целью является до 2015 года увеличить экспорт грузинского вина до 40 миллионов бутылок за год.

Для сравнения: в 2010 году за границу продали 12 миллионов литров вина.

В то же время президент Саакашвили неоднократно благодарил Россию за ввод эмбарго, подчеркивая, что оно помогло повысить качество грузинских вин. С таким тезисом соглашаются и грузинские виноделы.

Грузинское вино на экспортДля Грузии продвижение вина на мировой рынок - это дело чести, Тбилиси даже позиционирует Грузию как "мировую колыбель виноделия". В постсоветских странах грузинское вино рекламы не требует. А вот найти путь к потребителям развитых европейских и азиатских стран - это уже более сложное задание. Наиболее перспективными покупателями для грузинских вин, кроме постсоветских государств, эксперты называют США, Китай, Польшу, Германию и Великобританию.

Дойти до потребителя

Рынок вина, особенно европейский, выделяется высокой конкуренцией. На нем давно есть свои лидеры, прежде всего это - Франция и Италия. Лишь заявлениями о качестве вина с ними конкурировать непросто. Для продвижения своей продукции Тбилиси использует такие козыри, как давние традиции виноделия (ему, по оценкам специалистов, свыше 8 тысяч лет), а также большое многообразие сортов винограда (до 500 названий). Некоторые из этих сортов являются уникальными, например - саперави.

"Дело не в том, чтобы убедить кого-то, что грузинское вино лучше итальянского или французского", - объясняет Георгий Маргвелашвили. Главный вопрос - насколько наш продукт самобытный и интересный для потребителя". Во время популяризации вина из Грузии делают ставку в частности и на винный туризм, когда иностранцы посещают Грузию, с целью попробовать местные сорта вина. Впрочем, специалисты должны признать, что в Грузии недостает средств, а также опыта и знаний для более активной рекламы своего вина.

На сегодня цена бутылки грузинского вина на европейском рынке составляет от 10 до 15 евро.

Авторы: Амалия Оганджанян, Леся Юрченко


Авиабилеты и Гостиницы по лучшей цене!